Основана на базе Тарусской артели вышивальщиц, созданной в декабре 1924г. В оформлении изделий стойко сохраняются традиции калужской вышивки, близкой по техническим приемам исполнения узора к тульской, рязанской, тверской и смоленской вышивкам.
Калужская вышивка в прошлом отличалась богатством орнаментальных мотивов: птицы с пышными хвостами и изогнутыми шеями, расположенные гуськом, вереницей или вперемежку с кустами, елочками; женские фигуры, по-местному "куколки”, или "солдатики”, всадники на сказочных конях, барсы с поднятой лапой и закрученным на спину хвостом и т.д. Среди геометрических мотивов встречались ромбы, треугольники, цветочные розочки. Цветная перевить была широко распространена на территории Перемышльского, Спас-Деменского и Калужского районов. В Тарусском районе вышивального промысла не существовало; техника перевити была известна лишь немногим мастерицам.
С целью возродить цветную перевить в 1924г. была организована Тарусская артель вышивальщиц, в создании которой деятельное участие принимали специалисты по народным художественным промыслам М.Н. Якунчикова, Н.Я. Давыдова и художница М.Н. Гумилевская, которая с 1928г. является бессменным художественным руководителем предприятия. В первые годы существования артели мастерицы работали на дому; в 1929г. была организована общая мастерская с разделением труда. До 1934г. артель выпускала изделия только на экспорт: столовое белье с тарусской вышивкой шло во Францию, Бельгию, Англию, Америку, Японию и Монголию. С 1934г. расширяется ассортимент изделий для внутреннего рынка.
Тарусские мастерицы вышивают по сетке, которая плотно обвивается цветными нитями. Узор, выполненный цветной перевитью, всегда является основным в общем композиционном решении вещи, а часто и единственным. Цвет нити, которая обвивает сетку, — красный, отсюда название калужской вышивки — "красные вырезы”. Плотный белый узор четко выступает на красном ажурном фоне, который может дополняться небольшими цветными мотивами (чаще всего для этого используются голубые, синие, зеленые, желтые цвета). Многоцветные вкрапления в красно-белую гамму придают вышивке насыщенный колорит, ассоциирующийся с цветущими полями родной природы. Возможны и "белые вырезы”: белый узор дополняется цветными разделками, а иногда еще окружается небольшими мотивами росписи, выполняемой красными нитками.
Большая роль в развитии предприятия принадлежит М.Н. Гумилевской. В ее работах своеобразно раскрывается красота старинных узоров. Кроме традиционных, она использует и новые, не известные ранее в калужской вышивке мотивы, которые органично входят в привычный узор. Наиболее известные работы художницы — занавес "Пряники” (1947г.), полотенце "Кремль” (1958г.), скатерть "Павлины” (1958г.) и полотенце "Птицы-павы” (1967г.), где в узор включены традиционные образы птиц, всадников, женских фигур. Свежо решает М.Н. Гумилевская композицию полотенец с геометрическим орнаментом. Заслуженный деятель искусств РСФСР М.Н. Гумилевская — также автор пособия по вышивке. С 1925г. она — неизменный участник всех отечественных и международных выставок, на которых неоднократно ее работы отмечались премиями и наградами.
Тарусская артель была преобразована в Тарусскую фабрику художественной вышивки в 1964 году. С пуском в эксплуатацию нового производственного корпуса был изменён и технологический процесс производства, трудоемкие процессы производства были механизированы. Для облегчения ручного труда и удешевления выпускаемой продукции ручная вышивка переведена на машины с сохранением качества и техники исполнения. При этом сохраняется практика ручной перевити для изготовления выставочных произведений.
В 1970 году коллектив фабрики насчитывал 497 человек работающих. 22 февраля 1971 года Художественным Советом, созданным при Главном управлении народных художественных промыслов, изделия фабрики впервые были отнесены к изделиям народных художественных промыслов.
В 1993 году фабрика была преобразована в ТОО «Тарусская вышивка».
Численность работающих стала сокращатся в связи с тяжелыми экономическими условиями и достигла 100 человек. В августе 1999 года фабрика была преобразована в ЗАО НХП «Тарусская фабрика вышивки им. М. Н. Гумилевской»
В 2002 году фабрика была преобразована в ООО НХП «Тарусская вышивка».
Награды
Образцы работ артели, а позже фабрики многократно экспонировались на разных выставках и получали награды:
в 1925 и 1937 годах на международной выставке в Париже — золотая медаль и Диплом I степени;
в 1927 году на выставке декоративного крестьянского искусства в Милане — Диплом I степени;
в 1958 году на Всемирной Брюссельской выставке — «Золотая медаль»;
в 1959 году присужден Диплом I степени Экспертным Советом Постоянного Павильона лучших образцов товаров широкого потребления, за систематический выпуск строчевышитых изделий широкого потребления высокого качества;
в 1960 году Главным комитетом выставки достижений народного хозяйства присужден Диплом III степени;
в 1969 году присужден Диплом I степени правления Совета Промысловой кооперации РСФСР в 2000 году фондом народных художественных промыслов Российской Федерации фабрика награждена дипломом за участие в выставке «Русская постология»;
в 2001 году на Православной выставке «По завету князя Даниила» фабрика отмечена похвальным листом;
в 2002 году за участие в Первой Московской выставке-ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья-2002» фабрика награждена дипломом;
в 2003 году фабрике было присвоено звание «Лауреат Премии «Российский национальный Олимп»; в 2004 году фабрика стала победителем всероссийского конкурса «Лучший товар года».